Главная  /  Статьи  /  Эффект требует продолжения

Эффект требует продолжения

Оксана Давыдова
362
Эффект требует продолжения скачать фото
Тысячи новых рабочих мест, сотни километров построенных автодорог, а также отремонтированных сетей тепло- и водоснабжения. Таким оказался положительный эффект госпрограммы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы.

Также Кабмин ознакомился с комплексом мер для развития обрабатывающей и легкой промышленности по «Экономике простых вещей».

 

ДОРОГИ И ПОРЯДОК – ЭТО СОВМЕСТИМО

 

Важнейшей функцией госпрограммы «Нұрлы жол» является повышение качества жизни населения. Определенное влияние на этот фактор оказывает состояние дорог и наличие соответствующих сетей. Именно госпрограмма дала за последние годы мощный толчок развитию в стране транспортной и инженерной инфраструктуры. Как напомнил министр национальной экономики РК Руслан Даленов, в 2018 году на эти цели из всех источников был предусмотрен 791 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета 437,2 млрд тенге, из которых освоено 99,9%.

 

– Касательно развития транспортной инфраструктуры, в целом строительством и реконструкцией было охвачено 4,6  тысячи км и по итогам 2018 года открыто движение на 528 км. Выполнен капитальный ремонт 928 км железнодорожных путей. Велась реконструкция взлетно-посадочной полосы в Костанайской области, и завершена реконструкция полосы в городе Семее. В 2018 году построено 172,7 км инженерных сетей – износ сетей снизился с 60% до 57%, – сообщил он.

 

В целом реализация программы внесла вклад в прирост ВВП и позволила в прошлом году создать более 86 тысяч рабочих мест при плане 55 тысяч. В текущем году планируется создание еще 54 тысяч рабочих мест.

 

В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр рассказал, что масштабная реализация автодорожных проектов по «Нұрлы жол» продолжается. С начала госпрограммы реконструировано 2,4 тысячи км автодорог республиканского значения. В текущем году реконструкцией будут охвачены 4,4  тысячи км республиканских дорог и ремонтом местных дорог – 5 тысяч км. На этих работах задействуют порядка 100  тысяч дорожных строителей. По итогам текущего года откроют движение на 654 км дорог. Вдобавок продолжат введение платности на трассах. К 2022  году протяженность платных автодорог достигнет 6,5 тысячи км. Прогнозируемая сумма сборов – порядка 40 млрд тенге, что позволит перейти на режим самосодержания. В то же время согласно поручению Главы государства, данному на съезде партии «Nur Otan», финансирование на развитие дорог местной сети будет увеличено до 200 млрд тенге на ежегодной основе. Эти меры позволят к концу 2025  года отремонтировать порядка 35 тысяч км и улучшить 95% дорог местной сети.

 

Министр указал на положительный эффект от реализации госпрограммы для транзитного потенциала страны. Так, за прошлый год общий доход от транзита составил 1,4 млрд долларов.

 

– «Нұрлы жол» позволила увеличить темпы макроэкономических показателей в транспортной отрасли. Только за прошлый год реальный рост инвестиций в основной капитал вырос на 6,1% и составил порядка 1,5  трлн тенге. Объем транспортных услуг увеличился на 4,6%; производительность труда увеличена на 3,4%. В ходе реализации всех проектов в области транспорта было создано 127 тысяч временных и порядка 34 тысяч постоянных рабочих мест, – проинформировал Р. Скляр.

 

Если говорить об инфраструктуре, то за период реализации госпрограммы было построено свыше 3 тысяч км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельные и более 70 других объектов. В 2019 году предусмотрено 37,9 млрд тенге на реконструкцию и строительство 175 км инженерных сетей.

 

«НҰРЛЫ ЖОЛ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

По словам Романа Скляра, сегодня от реализации «Нұрлы жол» казахстанская экономика получила значительный социально-экономический эффект.

 

– Улучшено состояние транспортной инфраструктуры, увеличена пропускная способность республиканских автодорог, магистральных ж/д сетей, логистической инфраструктуры. Повышена транспортная доступность для населения и снижены транспортные издержки для бизнеса, – перечислил глава ведомства, дополнив, что на проектах госпрограммы тысячи людей нашли работу.

 

Ввиду такого эффекта госпрограмму предлагается продлить до 2025 года. Новую концепцию подготовят уже в этом месяце, проект самой программы сформируют до июня, а в декабре ее рассмотрит и примет Правительство.

 

– Новая политика инфраструктурного развития в рамках разрабатываемой программы будет основана на следующих принципах. Первое – социальная ориентированность на повышение качества жизни населения с акцентом на областной и районный уровень. Второе – развитие транспортной инфраструктуры в контексте интегрированности различных видов транспорта в единую систему. Третье – приоритетность решений, основанных на интеллектуальных технологиях, цифровизации и интеграции в глобальные системы, – пояснил министр.

 

Подытоживая, Аскар Мамин отметил, что реализация программы дала мощный импульс развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. За этот период реконструировано 8 тысяч км автодорог, 3 тысячи км сетей тепло- и водоснабжения, введена в эксплуатацию третья линия электропередач Север-Юг в 1 776 км.

 

 

– Важнейшей функцией программы является повышение качества жизни населения. Строительство новых дорог позволяет снизить транспортные издержки для бизнеса при перевозках грузов, как минимум, на 15%. Это в конечном итоге влияет на себестоимость и конечную цену для потребителя, – сказал он.

 

В целом реализация программы дала импульс развитию транзитного потенциала страны. Только за прошлый год общий доход от транзита составил 1,5 млрд долларов. В этом плане, как уточнил Премьер-министр, примером значимого и долгосрочного положительного эффекта на экономику является реализация проекта «Западная Европа-Западный Ки тай», в рамках которого создано 47 новых производств и 73 объекта сервиса. Среднегодовой суммарный эффект от реализации проекта составляет 200 млрд тенге.

 

– Текущий завершающий год программы также имеет большие планы. Реконструкцией будут охвачены 4,4 тысячи км дорог республиканского значения и 5 тысяч км – ремонтом местных дорог. Необходимо всем заинтересованным гос органам и акиматам мобилизоваться для выполнения намеченных планов, – подчеркнул глава Кабмина.

 

В связи с этим Министерству индустрии и инфраструктурного развития поручено ускорить разработку следующего этапа программы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы. Наряду с этим, внимание госорганов и акиматов обращено также на своевременное освоение средств.

 

ДЛЯ СЕБЯ НИЧЕГО НЕ ЖАЛКО

 

Другой, не менее важной темой заседания стали меры для развития «Экономики простых вещей». Ранее Глава государства поставил четкие цели по выпуску отечественными предприятиями широкого спектра товаров народного потребления, снижению зависимости экономики от импорта. Поэтому на поддержку обрабатывающей и легкой промышленности сегодня предусмотрено 400  млрд тенге. Развитие и поддержка бизнес-проектов в сфере «Экономики простых вещей» позволит к 2025 году создать 16 тысяч рабочих мест и снизить долю импорта продукции с 59% до 37%. Это принесет в бюджет 1,1 трлн тенге налогов.

 

НЕ ОТКЛАДЫВАЯ В ДОЛГИЙ ЯЩИК

 

В свою очередь Аскар Мамин дал ряд конкретных поручений по «Экономике простых вещей». – В рамках исполнения поручений Главы государства мы будем развивать диверсификацию за счет ускоренных темпов роста в обрабатывающей промышленности, – пояснил он, дополнив, что до 2025 года планируют реализовать около 200 проектов в этих отраслях. В соответствии с прогнозными расчетами, к 2025 году объем производства продукции товаров «Экономики простых вещей» увеличится с 4 трлн тенге до 9 трлн тенге.

 

– За этот период будет создано более 16 тысяч высокопродуктивных постоянных рабочих мест по всему Казахстану, – сообщил Премьер-министр, поручив госорганам незамедлительно приступить к реализации этих мер.

 

По итогам заседания на площадке пресс-центра Правительства состоялась пресс-конференция, на которой заместитель председателя прав ления АО «КИРИ» Чингис Ахметов проинформировал, что для господдержки уже отобраны 250 наименований товаров. Они тщательно отбирались по множеству критериев, в первую очередь товары должны были относиться к категории ежедневного потребления или использоваться казахстанцами и иметь высокую импортную составляющую.

 

 фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана

Тематика:   Нурлы жол

Смотрите также: